Горячева Людмила МБДОУ №23
Выступление на педагогической конференции с докладом на тему "Развитие мелкой моторики у детей от 1,5 до 3 лет в кружковой деятельности".
29 августа [чт]
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «Стратегические цели и актуальные задачи обновления содержания и повышение качества образования (в субъекте РФ)» «Развитие мелкой моторики у детей от 1,5 до 3 лет в кружковой деятельности» Доклад подготовила воспитатель МБДОУ №23 Горячева Л.С.
СЕКЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ
Развитие мелкой моторики у детей от 1,5до 3 лет в кружковой деятельности.
Вопрос развития мелкой моторики детей очень актуален. Это постоянно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Конечно все вы об этом знаете. Эта работа обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Учёными доказано, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.
Заинтересовавшись этой темой, я решила вести кружок по развитию мелкой моторики в нашем детском саду. Кружок «Умные пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,5 – 3 лет. Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально. Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование). Задачи: Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином, мелкими предметами. Развивающие: развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; развитие речи детей. Воспитательные: воспитывать в детях аккуратность, усидчивость; воспитывать внимательность к выполнению заданий; воспитывать и развивать художественный вкус. воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Для развития мелкой моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения: самомассаж кистей рук пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины) рисование (пальчиками, ладошками, пластилином, закрашивание, лабиринты) аппликация и лепка.
Самомассаж мы делаем орехами, шишками, карандашами, мячиками-ёжиками.
Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, памяти, внимания и воображения.
Дети очень полюбили занятия с прищепками. Прищепки являются отличным тренажёром, который развивает мускулатуру пальцев. Это прекрасный способ тренировать щипковый захват. Ещё малышам понравилось играть с разноцветными крышками.
Рисование ладошками и пальчиками – хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определённые точки, которые связаны со всеми органами тела. Также в ходе рисования дети получают представления о форме и цвете предметного мира.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. Занятия аппликацией несут для детей большую пользу. Аппликация развивает в ребенке такие качества, как усидчивость, самостоятельность, аккуратность, терпение. Большое влияние оказывает аппликация и на развитие творческих и умственных способностей детей. При занятии аппликацией ребенок знакомятся с цветами, формами, величинами, учится различать одинаковые и разные детали, знакомится с понятиями меньше и больше.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка. Занятия с детьми помогают накоплению сенсорного опыта через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивают мелкую моторику руки, гармонично развивают детей. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.